INFO-FOSS
Поиск:   в архиве  Искать в разделе
ГлавнаяНовостиКомментарииИсследования
Хрестоматия
О проекте

Открытые стандарты и государственный сектор

В настоящей статье мы рассмотрим роль открытых стандартов в обеспечении прав граждан электронного государства и проанализируем подходы к регулированию использования информационных технологий в государственном секторе России и за рубежом.

Открытые стандарты

Упрощая, можно сказать, что под открытым стандартом обычно понимается общедоступная спецификация, которая утверждается и поддерживается независимой специализированной организацией и не зависит от производителей.

Понятие открытого стандарта подразумевает обязательное соблюдение доступности текстов стандарта для всех заинтересованных лиц, отсутствие лицензионных или патентных ограничений и связанных с ними отчислений, а также доступность процесса разработки стандарта для всех заинтересованных лиц.

Права граждан и открытые стандарты

Внедрение информационных технологий в государственном управлении предоставляет гражданам дополнительные возможности и способы реализации своих прав. Информатизация позволяет обеспечить массовый и очень дешевый доступ к государственной информации.

Государственные органы получают возможность интерактивного взаимодействия с гражданами, что существенно снижает издержки граждан на очное посещение ведомств, а также коррупцию (поскольку обезличивает коммуникации). Кроме того, информационные технологии позволяют повысить степень регламентированности и подконтрольности административных процессов путём обеспечения фиксации действий, совершаемых на разных этапах выполнения регламента.

Но использование вышеописанного потенциала ИТ становится возможным только в том случае, если обеспечивается совместимость (интероперабельность) государственных информационных систем друг с другом, а также с информационными системами граждан (последние, как правило, представляют собой домашние компьютеры). Одним из главных инструментов обеспечения интероперабельности множества информационных системы является применение открытых стандартов.

Негативные последствия использования закрытых технологий в государственных информационных системах

Ключевая проблема, которую влечёт за собой использование закрытых технологий (вместо открытых стандартных) в государственных информационных системах, — технологическая дискриминация граждан. Используя закрытые технологии, ведомства принуждают взаимодействующих с ними субъектов (граждан, организации и другие ведомства) к покупке продуктов конкретного производителя, поскольку создание аналогичных продуктов другими поставщиками в таких случаях бывает затруднено или невозможно. Например, сегодня в России посетители правительственного портала могут столкнуться с невозможностью воспользоваться отдельными сервисами, если на их компьютере не установлен браузер Microsoft Internet Explorer.

Кроме того, используя закрытые технологии, государственный заказчик попадает в зависимость от поставщика. В таких случаях государственный заказчик рискует потерять возможность выбирать поставщика при заказе услуг по обслуживанию и усовершенствованию информационных систем, а общий срок эксплуатации систем может существенно сократиться.

Доступ граждан к государственным информационным системам

От вида процедуры взаимодействия государства с гражданами и организациями, которая закладывается в основу государственных информационных систем, зависит фактическая доступность государственной информации и электронных государственных услуг, а также стоимость для граждан средств электронного взаимодействия с государством.

Веб-браузер является наиболее предпочтительным способом организации пользовательского интерфейса для государственных информационных систем. Средствами веб-браузера сегодня можно обеспечить доступ к достаточно сложным сервисам (например, Google Maps, Google Docs & Spreadsheets). Причём в процессе реализации клиентского интерфейса целесообразно отказаться от нестандартных расширений браузера и использовать многоплатформный функциональный набор, основанный на открытом стандарте ISO/IEC 15445:2000 (HTML).

Не менее важно получение гражданами государственных документов и данных в открытых форматах (например, в случае электронных документов — ISO/IEC 26300:2006, ODF), которые оставляют за пользователем право выбора программы для просмотра и редактирования.

Зарубежный опыт государственной информатизации: использование открытых стандартов

Анализ опыта информатизации государственного сектора развитых стран показывает тенденцию создания комплексных наборов стандартов и требований к государственным информационным системам (Германия — SAGA, Великобритания — e-GIF, США — FEA и др.). Зачастую в этих документах предусматриваются специальные процедуры подтверждения соответствия информационных систем требованиям регулирования. Важно подчеркнуть, что регулирование ограничено только государственными системами и не распространяется на частный сектор.

Большинство зарубежных систем регулирования ИТ в госсекторе допускают использование стандартов де-факто. Это позволяет применить унаследованные и новые развивающиеся технологии. Но использование таких технологий постепенно вытесняется открытыми стандартами, а соответствующие им спецификации приобретают статус «рекомендованных» или «выбывающих». В целом при формировании системы регулирования открытым стандартам отдаётся несомненное предпочтение.

Можно перечислить признаки, которые задают необходимый минимум открытости, позволяющий использовать стандарты в государственной информатизации:

§ доступность текстов стандартов;
§ стабильность и поддержка рынком;
§ отсутствие существенных ограничений на использование стандарта.

Информационные технологии в национальной системе стандартизации Российской Федерации

Существующая нормативно-правовая база на основании Федерального закона Российской Федерации «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года не позволяет реализовать политику использования унифицированных технологий в госуправлении. Закон устанавливает обязательность соблюдения только технических регламентов, которые разрабатываются для строго ограниченного круга вопросов (например, для защиты жизни). Стандарты же (национальный стандарт и стандарт организации) носят добровольный характер.

Такой подход является распространенным в мировой практике, но кроме добровольной системы стандартизации за рубежом существуют специальные системы регулирования использования ИТ в госсекторе, с помощью которых можно обязать ведомства обеспечить открытость и доступность их информационных ресурсов.

Таким образом, национальное регулирование в области стандартизации не имеет ничего общего с описанными в предыдущем разделе (а также более подробно в материале «Регулирование использования информационных технологий в государственном управлении: зарубежный опыт») примерами государственного регулирования использования ИТ в государственном секторе. В российской практике государственного регулирования аналоги немецкой SAGA, британской e-GIF или американской FEA отсутствуют.

Использование открытых стандартов преследует иные цели и направлено на иные объекты, нежели стандартизация, предусмотренная Федеральным законом «О техническом регулировании», в связи с чем признание открытых стандартов должно быть связано не с изменением действующего законодательства в области стандартизации, а с принятием отдельного нормативного акта, регулирующего выбор технологий при создании государственных информационных систем. Возможно, при регулировании использования информационных технологий в информационных системах государства не следует использовать термин «стандарт» во избежание его неправильных толкований в данном контексте. Степень обязательности такого регулирования должна быть достаточно высокой, так как существующие в государственном управлении социальные и административные институты препятствуют усилению открытости: самопроизвольного перехода к использованию открытых стандартов в госсекторе, несмотря на их техническую эффективность, не произойдёт.

RSS

RSS-материал

Лента новостейЛента новостей

Центр ИТ-исследований и экспертизы АНХ при Правительстве РФ

Valid CSS!

Valid XHTML 1.0 Transitional