В статье рассмотрены общие принципы регулирования, выделены ключевые технологии электронного государства, приведены примеры регулирования использования информационных технологий в государственных секторах Германии, Великобритании, США, Франции, Дании и Евросоюзе.
На основе анализа самых эффективных систем регулирования использования информационных технологий в госуправлении зарубежных стран выделяются следующие принципы:
- Ограничение перечня технологий с помощью каталогов базовых спецификаций, которые гарантируют доступность государственных ресурсов и защиту от технологической дискриминации. Степень обязательности стандартов определяется их статусом.
- Направленность существующих систем регулирования на обеспечение:
- технологической нейтральности (чтобы исключить принуждение к использованию продуктов конкретных поставщиков);
- совместимости информационных систем при автоматизированном взаимодействии;
- защиты от неконкурентных предпочтений каких-либо продуктов отдельных производителей через дискриминационные технические, лицензионные, финансовые и прочие требования;
- доступности процессов регулирования, в том числе разработки стандартов, которые в них используются.
Эти требования можно удовлетворить в их совокупности только при использовании открытых стандартов. - Минимизация ограничений при взаимодействии с внешними субъектами (гражданами, организациями, другими ведомствами) благодаря использованию универсального клиентского ПО (web-браузер), открытых форматов файлов и данных, общепринятых протоколов обмена.
- Постановка общих принципов использования и взаимодействия с унаследованными системами, которые в той или иной степени не соответствуют предъявляемым требованиям. Регулирование обычно оставляет решение, использовать ли перспективные (недостаточно распространенные на данный момент) и выбывающие технологии, на усмотрение государственных органов, разрабатывающих информационные системы.
В качестве основных принципов отбора стандартов регулирования используются:
§ приоритет распространенных технологий, получивших признание участников рынка (реализованных в программных продуктах значительного числа рыночных игроков);
§ предпочтение открытым стандартам, обеспечивающим доступность и технологическую независимость государственных информационных систем;
§ ограниченная допустимость использования стандартов де-факто.
Классификаторы отбора и систематизации стандартов имеют четкую функциональную основу, которая обуславливает использование стандартов в рамках конкретных областей применения.
Ключевые технологии регулирования
Существует ряд важнейших технологий, которые включены в большинство систем регулирования. В связи с высокой востребованностью такие технологии обеспечены широко используемыми открытыми стандартами:
- XML (Extensible Markup Language - расширяемый язык разметки) - универсальная спецификация создания пользовательских языков разметки и обмена данными между программами.
- HTML (Hypertext Markup Language — язык разметки гипертекста) - стандартный язык разметки веб-страниц. Браузер преобразует язык HTML в страницы, удобные для восприятия человека.
- Веб-сервисы (Web service) - по определению Консорциума Всемирной паутины (World Wide Web Consortium, W3C), «веб-сервис - это комплекс программ, которые обеспечивают взаимодействие двух и более компьютеров по сети». В основе взаимодействия лежит технология «клиент-сервер».
- UNICODE - стандарт кодирования символов, позволяющий представить знаки практически всех письменных языков.
- В качестве коммуникационных протоколов повсеместно используются стек протоколов TCP/IP (IPv4), а также HTTP, POP3, SMTP, IMAP и т. д.
В настоящий момент в мире отсутствует единство по такой важной технологии, как формат электронного документа. В основном это связано с отсутствием до последнего времени подходящей качественной спецификации. Ситуация начала меняться после принятия стандарта ISO/IEC 26300:2006 (ODF), который находит все большее признание государственных органов различных стран. Недавно был утверждён ещё один стандарт ISO/IEC DIS 29500 OOXML.
Примеры государственного регулирования в области ИТ
Выделяют следующие общие подходы к государственному регулированию информационных технологий.
Каталог базовых спецификаций - одна из важнейших частей почти всех систем регулирования, предназначен для определения условий использования стандартов, а также их жизненного цикла. Каждая страна устанавливает собственную среднюю периодичность обновления каталога, которая обычно не превышает двух лет, так как должна соответствовать темпам развития информационных технологий.
Как правило, описание межсистемного взаимодействия является главным элементом государственной информатизации, который обеспечивает межведомственное взаимодействие и взаимодействие с гражданами.
В том или ином виде в большинстве документов по государственному регулированию указывается функциональная архитектура, которая определяет те функции, для выполнения которых предназначены спецификации, вошедшие в каталог. Самое полное описание архитектуры содержит американский документ FEA, который описывает не только технологические подходы, но и порядок проектирования государственных административных процессов.
Важным является тот факт, что соблюдать требования регулирования предписывается только государственным информационным проектам, на частный сектор дополнительные ограничения и обязательства не накладываются.
Разработка, развитие и текущая координация регулирования во всех случаях является прерогативой специальной правительственной структуры. В зависимости от административного устройства конкретного государства это может быть межведомственный или подчиненный уполномоченному министерству орган. Процедура утверждения и статус соответствующих документов обусловлены административными традициями каждой страны.
Неполный перечень самых известных инициатив по введению регулирования в области информатизации госсектора:
§ Германия — SAGA (Standards and Architectures for e-Government Applications). Документ опубликован в 2003 году, первоначально регулировал проекты в рамках правительственной инициативы BundOnline. SAGA отличается от аналогичных документов тем, что содержит требования и рекомендации не только к интерфейсам систем, но и к порядку их проектирования.
§ Великобритания — e-GIF (e-Government Interoperability Framework). e-GIF опубликован в 2001 году, первый европейский документ, который устанавливает общие требования к государственным информационным системам. Соответствие вновь создаваемых систем требованиям e-GIF обеспечивается действенными механизмами контроля и финансового поощрения. Но вместе с тем e-GIF свойственна определенная технологическая консервативность и готовность к признанию «стандартов де-факто».
§ США — FEA (Federal Enterprise Architecture). Проект FEA содержит набор справочных моделей, посвященных аспектам проектирования и функционирования информационных систем. Техническая справочная модель содержит набор требований к используемым технологиям, но в отличие от аналогичных европейских документов FEA приводит ссылки на технологии конкретных поставщиков.
§ Европейский Союз — EIF (European Interoperability Framework). Этот документ представляет собой «надстройку» над национальными сводами предписаний по совместимости информационных систем и содержит требования и рекомендации, необходимые для обеспечения взаимодействия на общеевропейском уровне.
§ Франция — RGI (Référentiel Général d’Interopérabilité). Новое поколение регулирующих документов на смену CCI (Cadre Commun d’ Interopérabilité). В отличие от предшественника, RGI будет обязательным для всех органов государственной власти. Разработка документа проходила в открытом порядке при активном обсуждении профессионалами. В силу этого RGI может стать самым развитым и поддерживаемым рынком документом в сфере регулирования государственного использования информационных технологий не только в Европе, но и в мире.
§ Дания — The Interoperability Framework. Документ составлен относительно недавно, в 2004 году, поэтому его отличает высокая технологическая проработанность. В нем последовательно выдерживается принцип приоритета открытых стандартов, однако он не имеет обязательного характера и является справочным руководством для разработки государственных информационных систем.
Существуют и другие национальные проекты, преследующие те же цели. Среди них можно назвать The Hong Kong Special Administrative Region Interoperability Framework (регулирование специального административного района Гонконг в Китае), новозеландский New Zealand E-government Interoperability Framework, австралийский Australian Government Technical Interoperability Framework и др.
В целом на сегодняшний день общие наборы предписаний к государственным информационным системам созданы практически в каждой развитой стране, и этот опыт всё больше заимствуют развивающиеся страны.