INFO-FOSS
Поиск:   в архиве  Искать в разделе
ГлавнаяНовости
Комментарии
ИсследованияХрестоматияО проекте

КомментарииКомментарии

Уроки проекта OLPC и свободное ПО в сфере образования

Пилотное внедрение в Нигерии — первый проект инициативы One Laptop Per Child, получивший всемирную известность. Однако внедрение не стало успешным по совокупности причин.

Нигерия была первой страной, объявившей о своей заинтересованности в проекте «Компьютер каждому ребенку» (One Laptop Per Child, OLPC) и о готовности заключить контракт на поставку миллиона компьютеров XO в школы страны. В апреле 2007 г. стартовал пилотный проект в начальной школе «Галадима», и фотографии нигерийских детей, впервые получивших компьютер в свои руки, убедили многих в том, что пропагандируемый проектом OLPC недорогой ноутбук для сферы образования — это реальность.

Крах мечты

С того времени обстоятельства сильно изменились. В Нигерии прошли выборы, и новое правительство отказалось от планов своих предшественников. В школе, где проводилось пилотное внедрение, выявились серьезные проблемы как с качеством оборудования (это были еще пробные партии ноутбуков XO, не доведенные до уровня массового производства), так и с банальной нехваткой электроэнергии. В довершение всего нигерийская компания Lancor подала иск на проект OLPC в размере 20 млн. долл., утверждая, будто бы в ноутбуках XO используются её патенты на конструкцию клавиатуры. Несмотря на явную смехотворность иска, аргументы OLPC не были приняты судом высшей инстанции Нигерии, и в настоящее время дело находится в состоянии апелляционного обжалования.

Уэйан Вота (Wayan Vota), владелец независимого ресурса One Laptop Per Child News, проанализировав накопленный в Нигерии опыт, опубликовал работу, в которой просуммировал основные проблемы, подстерегавшие проект в этой западноафриканской республике.

  1. Детские компьютеры и порнография. Ноутбуки XO, несмотря на специальный дизайн и комплект ПО, всё же представляют собой вполне современные компьютеры, пригодные для доступа в Интернет. Не удивительно, что для нигерийских подростков, получивших компьютер в своё распоряжение, наиболее интересной представлялась возможность доступа не к образовательным ресурсам, а к веб-сайтам порнографического содержания. Проблема усугублялась тем, что исполнители проекта OLPC не обеспечили ноутбуки системами фильтрации сайтов сомнительного содержания заблаговременно — эти меры стали приниматься уже после того, как проблема была выявлена.
  2. Дороговизна электричества. Чтобы обеспечить компьютеры электроэнергией, в школах, не подключенных к энергосетям, требуется установка дополнительных дизельных генераторов. Причем эти генераторы требуют специального обслуживания. Так, в пилотной школе проекта OLPC использование компьютеров на некоторое время было прекращено из-за поломки генератора, которая привела к выходу из строя блоков бесперебойного питания, обслуживавших серверы доступа в Интернет.
  3. Политическая обстановка в стране не способствовала твердости государственных решений и успеху проекта. Так, сначала правительство решило отказаться от ноутбуков XO в пользу компьютеров Intel Classmate PC с ОС Mandriva Linux, однако вскоре выяснилось, что от намерения использовать Linux на этих компьютерах отказались, и на них будет установлена Windows XP. Возможность патентного иска компании Lancor и странный ход дела в суде также во многом обусловлены именно политической ситуацией. Наконец, министр образования Нигерии заявил об отказе правительства Нигерии от участия в проекте по причине того, что OLPC якобы направлен на выкачивание средств публичного сектора страны. Это заявление легче объяснить, если вспомнить, что ранее представитель проекта в интервью BBC призывал нигерийского министра «мыслить масштабнее», что последний вполне мог счесть личным оскорблением.
  4. Качество опытных моделей. Ноутбуки из пробной партии, поставленные в школу «Галадима», постоянно ломались, и в декабре 2007 г. вся партия была отозвана для замены. Однако получить исправные компьютеры ученикам школы «Галадима» так и не удалось: злополучный иск Lancor последовал в том же месяце, и организация OLPC приостановила работу по пилотному проекту. После публичного отказа правительства от участия в проекте шансы на то, что ноутбуки когда-либо вернутся в школу, крайне сомнительны.

Другие проблемы

Внедрение OLPC коренным образом отличается от внедрения обычных компьютеров с операционной системой Windows, поскольку одна из амбициозных целей проекта заключалась как раз в том, чтобы предоставить детям развивающихся стран не только дешевые, но и новаторские образовательные технологии. Разработанный специально в рамках проекта графический интерфейс Sugar отличается от традиционного интерфейса Windows отсутствием некоторых привычных метафор («файлов» и «папок») — во главу угла здесь положены не объекты, с которыми работает пользователь, а сами действия пользователя. Ноутбуки XO поставляются с обучающими программами, включая визуальные языки программирования Etoys и Scratch, специально созданные для обучения детей.

Однако вопрос о том, как новаторские технологии будут сочетаться с учебным процессом, не был детально проработан руководством проекта, да и сама идея передачи компьютеров в личное пользование ученикам свидетельствует, что организаторы OLPC больше рассчитывают на самообразование, нежели на классное обучение. Такая позиция явно не бесспорна.

Пилотный проект в Непале

Наиболее продуманный подход к внедрению OLPC в настоящее время демонстрирует организация «Открытый образовательный обмен — Непал» (Open Learning Exchange Nepal), руководящая пилотным проектом в Непале. В 28-страничном обзоре «Решение проблем качества и неравенства в школьном образовании Непала: модель OLPC», представитель организации Саурав Дев Бхатта (Saurav Dev Bhatta) пишет, что ноутбуки XO — это не только способ поставки в школы дешёвой компьютерной техники, но и одно из средств решения острых проблем непальской системы школьного образования.

Непальский пилотный проект уже дал интересные практические результаты. Во-первых, внедрение ноутбуков было заранее спланировано и сопровождалось дополнительной подготовкой преподавателей и технической подготовкой. Во-вторых, в рамках проекта был подготовлен набор учебных материалов на языке Etoys по английскому языку и математике для учащихся 2 и 6 классов. Вместе с тем участники непальского проекта жалуются, что возможности Etoys ограничены и этот язык не позволяет встраивать в учебные материалы такие объекты, как материалы в формате PDF, Flash-анимации и подпрограммы на языке Python (основной язык среды Sugar).

Проблемы OLPC и проблемы свободного ПО в образовании

Проблемы Нигерии и наработки Непала интересны не только в контексте проекта OLPC. Если говорить о внедрении свободного ПО в школах — не важно, на каком оборудовании, — то большая часть политических и специфических организационных проблем проявится в любом случае. Доминирующее положение технологий Microsoft позволяет внедрять ПО от этого поставщика в школы без объяснений, руководствуясь повсеместной распространенностью продуктов Microsoft за пределами школ (что, впрочем, отнюдь не говорит о действительной необходимости этих программ в учебном процессе). Свободные программы, будучи пока что аутсайдером на рынке массового пользовательского ПО, всегда требуют специального обоснования необходимости своего использования. Если говорить о хорошо продуманных проектах внедрения свободного ПО, не принимая во внимание заведомо неудачные случаи поставки свободных программ исключительно вследствие их ценового преимущества, то неизбежно приходится задумываться о специфических преимуществах свободного ПО и об изменениях, которые необходимо внести в образовательный процесс для полноценной реализации этих преимуществ. В этом отношении работа непальского отделения организации «Открытый образовательный обмен» действительно представляется одним из важнейших достижений в области использования свободных программ в школьном образовании.

Нигерийская история, в свою очередь, свидетельствует о том, что проекты, связанные с внедрением перспективных образовательных технологий, требуют определённого уровня политической стабильности. В противном случае естественные для перспективных проектов промахи будут истолкованы в чьих-то политических интересах, что сильно помешает реализации проекта. Безусловно, Россия не Нигерия, однако возможность извлечения политических выгод из манипуляций с проектами по школьной информатизации, как показал волгоградский случай, в нашей стране тоже вполне возможна.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы обсудить материал

RSS

RSS-материал

Все комментарии

Месяц Год

Лента комментариевЛента комментариев

Центр ИТ-исследований и экспертизы АНХ при Правительстве РФ

Valid CSS!

Valid XHTML 1.0 Transitional