INFO-FOSS
Поиск:   в архиве  Искать в разделе
ГлавнаяНовости
Комментарии
ИсследованияХрестоматияО проекте

КомментарииКомментарии

О коммерческой основе успеха Mozilla

Выход Mozilla Firefox 3.0 открывает новый этап войны между веб-браузерами. Однако насколько стабильны коммерческие механизмы, которые обеспечивают сегодняшний успех Mozilla?

Выход новой версии веб-браузера Mozilla Firefox — знаменательное событие для мира свободного ПО по нескольким причинам. Firefox представляет собой одно из самых наглядных доказательств того, что свободные программы могут на равных конкурировать с проприетарными аналогами — со времени своего появления и до сегодняшнего дня Firefox уверенно перетягивает пользователей Internet Explorer. Во-вторых, проект Mozilla — старейшая попытка использования свободного ПО в коммерческих целях, именно при открытии этого проекта в начале 1998 г. был изобретен термин Open Source. В-третьих, проект Mozilla интересен своей нынешней бизнес-моделью, которая позволяет программистам проекта вести постоянную работу над проектом, а сообществу пользователей — расширяться.

Новые возможности

Третья версия браузера Mozilla Firefox содержит важные усовершенствования в области производительности. Браузер стал занимать меньше оперативной памяти, в то время как загрузка и отображение веб-страниц, по уверениям разработчиков, теперь выполняются в два-три раза быстрее. Кроме того, в Mozilla Firefox 3.0 наконец переработана архаичная система «закладок»: управлять ими стало существенно удобнее, и теперь пользователи могут не только добавлять ссылки на веб-страницы в иерархическую систему папок, но и присваивать им ключевые слова, чтобы впоследствии можно было выводить все веб-страницы, связанные с каким-либо ключевым словом. Mozilla Firefox 3.0 содержит встроенные механизмы оповещения о вредоносных сайтах, встроенный менеджер паролей, возможность увеличения и уменьшения не только текста, но и других элементов страницы и ряд других новых функций.

Стоит заметить также, что в Mozilla Firefox в достаточной мере поддерживаются современные веб-стандарты. В отличие от предыдущей версии, Firefox 3.0 успешно проходит тест Acid 2 (который, в основном, проверяет качество и полноту реализации спецификации технологии CSS). Internet Explorer пока что отстает, и поддержка Acid 2 запланирована лишь к следующему релизу этого браузера.

Первый коммерческий проект Open Source

Изначально Mozilla развивалась компанией Netscape, а затем медиагигантом America Online (после поглощения Netscape). Решение о раскрытии исходных текстов, принятое ещё в Netscape, не смогло спасти эту компанию: на разработку веб-браузера нового поколения потребовалось несколько лет, и к началу 2000-х годов Netscape уже сдала свои позиции на рынке. Статус Mozilla в период пребывания под крылом America Online был непонятен: медиагигант не смог найти коммерческие перспективы для этого проекта и выбрал путь мирного выделения Mozilla в отдельный проект. Некоммерческая организация, получившая имя Mozilla Foundation, была создана по инициативе America Online в 2003 г., однако поскольку ограничивать деятельность по разработке и продвижению свободного веб-браузера в пределах, установленных для некоммерческих организаций, было неудобно, через два года была основана коммерческая организация Mozilla Corporation. По итогам 2006 г. прибыль Mozilla Corporation составила уже 47 млн. долл. — это сравнительно небольшая сумма по меркам крупных компаний отрасли ИТ, однако ее оказалось достаточно, чтобы развивать компанию и свободный веб-браузер.

Сделка с Google

На веб-сайтах Mozilla.com и Mozilla.org информации о бизнесе Mozilla Corporation мало, однако из финансового отчета компании за 2006 г., сообщение о котором было опубликовано в блоге директора Mozilla Foundation Митчелл Бэйкер (Mitchell Baker), известно, что 85% своей прибыли Mozilla Corporation извлекает из соглашения с Google. Небольшая встроенная по умолчанию форма поиска Google позволяет Mozilla быть не только самоокупаемой, но и прибыльной (эта же форма позволяет Google привлекать больше пользователей и больший трафик). Остальная часть прибыли приходится на соглашения с другими поставщиками онлайн-услуг (в том числе, проценты от продаж товаров по соглашению с Amazon), продажу сувенирной продукции и коммерческие контракты по предоставлению услуг. Подобного рода зависимость свободного веб-браузера от крупной коммерческой компании вызывает опасения, что Firefox, будучи формально независимым проектом, может превратиться в послушный инструмент корпорации Google, которая продолжает постоянно набирать обороты и приобретать доминирующие позиции в новых сегментах рынка онлайн-услуг.

Насколько Mozilla зависит от Интернет-гиганта?

Директор Mozilla Foundation Митчелл Бэйкер в том же 2007 г. утверждала, что её организация готова будет разорвать отношения с Google, если станет понятно, что эти отношения угрожают независимости Mozilla Foundation. В ноябре 2008 г. прибыльный контракт с Google истекает, и будет ли он продлен, пока неизвестно. Тем не менее, отказ от столь мощного источника доходов будет очень трудным шагом, решиться на который Митчелл Бэйкер будет непросто.

Таким образом, нынешний коммерческий успех Mozilla Firefox, будучи тесно связан с маркетинговой политикой Google, не вселяет полной уверенности в том, что бизнес Mozilla окажется жизнеспособным в длительной перспективе. Однако принимая в расчет растущую базу пользователей и постоянное усовершенствование веб-браузеров Mozilla на всем протяжении существования проекта при разных организационных условиях, в том числе, до сделки с Google, можно рассчитывать, что руководство Mozilla Foundation и Mozilla Corporation и в дальнейшем будет находить способы обеспечить процветание, развитие и рост популярности свободного веб-браузера.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы обсудить материал

RSS

RSS-материал

Все комментарии

Месяц Год

Лента комментариевЛента комментариев

Центр ИТ-исследований и экспертизы АНХ при Правительстве РФ

Valid CSS!

Valid XHTML 1.0 Transitional